Статья по психологии; Дети-логопаты

Коррекционно-развивающая работа с детьми-логопатами (из опыта работы)

Татьяна Гавриленко
Коррекционно-развивающая работа с детьми-логопатами (из опыта работы)

СЛАЙД 1

Наше дошкольное учреждение – для детей с нарушением речи и все шесть групп в нем логопедические.

СЛАЙД 2

Дети с речевыми нарушениями часто имеют функциональные или органические изменения в области центральной нервной системы. У многих из них выявляются двигательные нарушения (равновесие, координация движений, нарушение мелкой моторики – недифференцированность движений пальцев руки, артикуляционных движений). Как правило, такие дети имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены, эмоционально нестойки, у них часто меняется настроение, нередко проявляется агрессия, внимание неустойчивое, низкий уровень понятия словесных инструкций, контроль за собственной познавательной деятельностью. Диагностика познавательной деятельности и моторных функций детей с речевыми нарушениями показывает, что все психические функции, в том числе и речевое развитие у них действительно находится на более низком уровне, чем у детей с нормой речевого развития, что соответствует теоретическим положениям Л. С. Выготского о социально обусловленной природе высших психических функций, их опосредованном системном строении и ведущей роли речи в формировании высших психических функций.

Систематическая, правильно организованная коррекционная работа в нашем дошкольном учреждении в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде. Результаты проводимой работы показывают преимущество коррекционно-развивающего интегрированного обучения. По результатам мониторинга 2014 года 95% детей выпустились в общеобразовательные школы и только 5 % — в речевую.

СЛАЙД 3 Вокруг ребенка с общим недоразвитием речи совместными действиями наших специалистов создается единое коррекционно – образовательное пространство. Тесная взаимосвязь логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, психолога, инструктора по физической культуре оказалась возможной при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно – образовательного процесса.

СЛАЙД 4

Большой спектр коррекционно-развивающих технологий, используемых специалистами нашего сада позволяет решить главную цель – укрепление физического и психического здоровья, развитие и формирование личности и предоставление равных стартовых возможностей всем детям. В своей работе мы используем следующие технологии:

СЛАЙД 5

— сказкотерапия (сказочное лечение души). Дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно сказкотерапия дает возможность бороться со своими страхами и проблемами, задуматься о нравственных качествах, учит отличать хорошее от плохого, вселяет в них надежду, что очень важно для личностного развития; дети учатся способам регуляции своего эмоционального состояния, развивает чувство эмпатии.

СЛАЙД 6

— музыкотерапия: дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы, сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы. Результат логопедических занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона (снятие фактора тревожности, стимуляция двигательных функций, растормаживание речевой функции, развитие чувства ритма, темпа, времени). Музыкальный руководитель подбирает и использует для работы с детьми музыкотерапевтические произведения.

СЛАЙД 7

— логоритмика: на логоритмических занятиях обеспечивается преемственность усвоения музыкального, двигательного и речевого материалов, совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса).

Читайте также:  СФИНКТЕРНЫЙ АППАРАТ ЧЕЛОВЕКА НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ - Успехи современного естествознания (научный

— арт-терапия (воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка через искусство): практический опыт наших специалистов показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с проблемами в эмоционально-личностном развитии. Для усиления позитивных внутренних процессов у детей, для стимуляции их в речи, часто используем специальное музыкальное сопровождение.

СЛАЙД 9

— песочная терапия. Значимость игр с песком в работе с детьми-логопатами отметили как психолог, так и учителя-логопеды. В кабинетах наших специалистов созданы условия для проведения игр с песком. С помощью песочной терапии педагоги развивают у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность, помогают ребенку чувствовать себя защищенным в комфортной для него среде, развивают активность, стабилизируют эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию, позволяют ребенку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации.

СЛАЙД 10

— мандалотерапия. Большую работу по данному направлению проводит психолог нашего учреждения Самсоненко Евгения Ивановна. Педагоги отмечают, что символ и цвет на бессознательном уровне помогают гармонизации эмоциональной сферы и личностному фону ребенка.

СЛАЙД 11

— компьютерные технологии: позволяют сделать процесс коррекции речевых дефектов у дошкольников с ОНР более рациональным, повышают интерес детей к логопедическим занятиям, в течение которых ребенок чувствует себя эмоционально комфортно, что эффективно сказывается на результатах деятельности. Анализ результативности коррекционной работы наших специалистов подтверждает существенную значимость развивающей логопедической среды и применения компьютерных технологий. Среди всего разнообразия компьютерных программ и игр мы отдаем предпочтение таким играм, как «Игры для Тигры», «Баба Яга учится читать», «Веселая логопедия».

Наряду с коррекционными технологиями наши педагоги используют в своей работе такие развивающие технологии, как:

СЛАЙД 12

— мнемотехника: используется нашими воспитателями, учителями-логопедами, музыкальным руководителем, психологом для разучивания стихотворений, песен, загадывания загадок, составления рассказов в виде мнемотаблиц. Это помогает детям создавать образы, развивает воображение, память, помогает перейти от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

СЛАЙД 13

— элементы ТРИЗ-педагогики: дают возможность раскрыть в каждом ребенке творческие способности, подготовить к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

СЛАЙД 14

В последнее время педагогов нашего учреждения заинтересовал «Живой песок», который имеет массу преимуществ перед сухим: не липнет к рукам, приятный на ощупь, не рассыпается, разноцветный — ребенок легко может создать любой образ, используя тот цвет, который соответствует его внутренним переживаниям.

СЛАЙД 15

Несомненно, надо помнить, что главное, в чем нуждается любой ребенок без исключения – безоговорочная и безграничная любовь взрослых, их поддержка и понимание в любых ситуациях

Роботы Образование Творчество

  • Министерство образования и науки РФ
  • Дошкольное образование
    • Конструирование
      • Конспекты
      • Программы
      • Дневник педагога
      • Метод копилка
    • Робототехника
      • Программы
      • Конспекты
      • Метод копилка
    • Исследовательская деятельность
      • Программы
      • Конспекты
      • Метод копилка
    • Руководителям ДОУ
    • Кейс конспектов «ЖУРАВЛЁНОК»
  • Основное образование
    • На уроках физики
    • На уроках технологии
      • Современный урок технологии
        • Материалы к августовским совещаниям
        • Проектная деятельность на уроках
        • Методическая копилка
        • Анонс
        • Прошу слова!
        • Интервью
    • На уроках информатики
    • На других уроках
    • Начальное образование
      • Личный взгляд
      • Уроки
      • В центре внимания
  • Дополнительное образование
    • Техническое творчество
    • Водородный клуб
    • Художественное творчество
      • Декоративно-прикладное искусство
      • Изобразительное искусство
      • Шитье и вязание
      • Дизайн
    • Сборка роботов
    • Программы
    • Дневник педагога
    • Новости дополнительного образования
  • Инклюзивное образование
    • Реабилитационная робототехника
    • Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие)
    • Дети с задержкой психического развития
    • Дети с нарушением речи (логопаты)
  • Соревновательная робототехника
    • РОБОФЕСТ
    • Всероссийская робототехническая олимпиада
    • Word Robot Olimpiad
    • ИКаР
    • ИКаРёнок
    • Документы в помощь педагогу-робототехнику
    • Документы к соревнованиям
    • «РОБОСПОРТ»
  • Дистанционные конкурсы
  • Компьютеры и образование

Дети с нарушением речи (логопаты)

Образовательные игры с конструктором для детей с ОВЗ. Копилка педагога

Подробности Опубликовано 11.10.2018 10:08 Просмотров: 926

Эту интересную дидактическую игру прислали нам Лариса Владимировна Чуваева, Наталья Александровна Коннова, Лариса Ивановна Карпова, воспитатели муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 1» городского округа Самара. Игра с использованием образовательных конструкторов «Золотая хохлома» рассчитана на детей с ОВЗ.

Читайте также:  Аптечные средства от папиллом на лице

Использование ЛЕГО-технологии в логокоррекционной работе детьми с системным нарушением речи

Подробности Опубликовано 17.05.2018 07:54 Просмотров: 1217

Идея сделать легоконструирование процессом направляемым, а не спонтанным, возникла с принятием ФГОС ОВЗ. ЛЕГО-технологии обеспечивают высокое качество образования детей, позволяют организовывать игровую, проектную, исследовательскую и творческую деятельность с детьми и обогащают предметно-пространственную развивающую среду ОУ.

Конспект итогового образовательного мероприятия по образовательной области «Речевое развитие» в форме КВН «Знатоки птиц»

Подробности Опубликовано 19.04.2018 08:32 Просмотров: 536

Этой весной мы проводили КВН по теме «Дикие птицы». Дети показали свои глубокие познания в области птиц. И как всегда, мы не могли не вставить в деятельность наше любимое конструирование с LEGO. Дошкольники с радостью моделируют разнообразные конструкции и так же с радостью согласились помочь Самоделкину.

Использование в коррекционной работе с детьми ОВЗ графических упражнений с помощью лего-элементов на плоскости

Подробности Опубликовано 13.11.2017 11:30 Просмотров: 897

Обучаем детей распознавать разные виды транспорта через использование графических упражнений. В этом нам поможет Лего.

Программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Подробности Опубликовано 21.08.2017 15:45 Просмотров: 5642

1 сентября почти наступило, а это значит, что совсем скоро в школах снова начнутся веселые уроки и оживленные игры детей на переменах. Но важно помнить о том, что даже самые смелые и задорные дети, могут столкнуться со сложностями в общении с другими детьми.

Моделирование как способ решения поставленных задач

Подробности Опубликовано 26.04.2017 07:56 Просмотров: 1098

Рубенко Елена Михайловна.

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 15 компенсирующего вида» г. Кандалакша.

Несомненно, конструктор LEGO является самой любимой и универсальной игрушкой на сегодняшний день.

Заикание у детей

Причины заикания у детей

Заикание (его еще называют логоневрозом) – достаточно распространенное явление не только среди детей, но встречается и у взрослых. По статистике около 4 процентов детей и двух процентов взрослых страдают этим неприятным речевым нарушением.

Заикание может быть вызвано целым рядом причин – как внешними, так и внутренними. Если у вашего ребенка заикание появилось одновременно с речью, то это связано с врожденными причинами.

  • Патологии во время беременности: внутриутробные инфекции, длительная гипоксия, вредные привычки у матери,

  • Проблемные роды: родовая травма, малыш родился гораздо раньше срока, длительные роды с развитием гипоксии, что отразилось на ЦНС ребенка.

  • Наследственность: если кто-то из родителей или близких родственников страдает заиканием, есть вероятность, что и у ребенка проявится этот дефект речи.

— Впрочем, заикание у маленьких детей– это достаточно распространенное и естественное явление, которое ребенок обычно благополучно перерастает. Речевой аппарат ребенка развивается, поэтому он может торопиться и проглатывать некоторые звуки или наоборот – повторять другие. Как правило, возрастное заикание проходит в течение нескольких месяцев. Но если проблема нарастает, а ребенок начинает стесняться своей речи или его возраст старше четырех лет – это повод немедленно обратиться за консультацией и помощью специалиста, — рассказывает логопед-дефектолог Лариса Пристанская.

Если ребенок сначала разговаривал нормально, а потом резко стал заикаться, это говорит о приобретенном заикании. Его причины могут быть тоже самыми разными.

  • Психологическая травма: например, ребенок чего-то сильно испугался, подвергся насилию или тяжело переживает развод родителей.

  • Неблагоприятный психологический климат в семье, в детском саду или школе – постоянный стресс, который испытывает ребенок из-за строгости родителей, придирок воспитателей, насмешек других детей может перерасти в заикание.

  • Перенесенные заболевания: менингит, энцефалит, сотрясение головного мозга и даже обычный грипп могут вызвать такое осложнение, как заикание.

  • При попытке переделать левшу в правшу: да, это настоящий стресс для ребенка, который может обернуться расстройством речи.

  • Ложное заикание: если кто-то из членов семьи заикается, ребенок совершенно неосознанно может начать копировать манеру его речи.

Симптомы заикания у детей

Заикание у детей может проявлять по-разному, но вы его точно не спутаете ни с одним другим дефектом речи.

  • Многократное повторение звука или слога в начале или середине слова: «к-к-картинка» или «ка-ка-картинка».
Читайте также:  Место дротаверина среди современных спазмолитиков Леонова М

  • Длинные паузы между слогами: «ка-а-а-артинка».

  • Иногда повторение звуков и слогов и длинные паузы могут встречаться одновременно: «к-к-к-а-а-артинка».

Иногда заикание может сопровождаться нервным тиком: у ребенка может дергаться глаз или уголок рта, появляются навязчивые движения. Также малыш может очень нервничать и переживать из-за своего дефекта в речи и даже впадать в ярость, когда не может правильно выговорить слово. Некоторые могут даже замыкаться в себе и стараться ни с кем не общаться, чтобы избежать насмешек. Стоит ли говорить, насколько негативно это сказывается на психологическом благополучии ребенка?

Лечение заикания у детей

Диагностика

Современные методы

Логопедические методики

Логопедические методики направлены на то, чтобы заикающийся ребенок научился контролировать свое дыхание и темп речи. Чтобы малыш не заскучал и не устал от занятий, многие занятия проводятся в виде игры.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика помогает детям с заиканием контролировать свое дыхание и темп речи. Чаще всего во время занятий используется методика Александры Стрельниковой, которая в юности потеряла голос, а в дальнейшем с помощью своей же методики и восстановила. Комплекс упражнений, основанных на резком вдохе и плавном выдохе, помогает ребенку научиться произносить слово на вдохе, не дробя на отдельные звуки и слоги. Занятия проводятся с логопедом-дефектологом, который внимательно следит за правильностью исполнения. В противном случае ребенок может жаловаться на головную боль или даже повышение давления.

Пение

Многим заикающимся малышам справиться со своей проблемой помогает пение, а лучше — хоровое. Во время пения речевой аппарат расслабляется и тренируется, дыхание контролируется и замедляется, и заикание исчезает само собой.

Логопедический массаж

Логопедический массаж помогает расслабить речевой аппарат ребенка, снимает спазмы – главную причину заикания. Особое внимание уделяется губам, языку, гортани, а также мимическим мышцам, шее и плечевому поясу, которые часто оказываются в сильном тонусе и нуждаются в расслаблении.

Гипноз

К гипнозу в лечении заикания прибегают очень редко. Такой метод возможен только для детей среднего и старшего школьного возраста с устойчивой психикой и при условии, что они вообще поддаются гипнозу. Некоторые психотерапевты уверены, что именно во время гипноза возможно узнать истинную причину заикания и устранить ее.

Медикаментозная коррекция

Медикаментозное лечение назначается обычно в тех случаях, если у ребенка есть неврологические проблемы, и всегда в комплексе с занятиями с дефектологом. Чаще всего назначаются ноотропы, которые улучшают кровообращение головного мозга, миорелаксанты, помогающие справиться с мышечными спазмами, а также успокоительные препараты. Некоторые из них отпускаются по рецепту в аптеке, некоторые встречаются в свободной продаже, но важно запомнить одно: все препараты, даже обычное успокоительное, назначает только врач!

Профилактика заикания у детей в домашних условиях

Профилактика заикания детей в домашних условиях довольно проста. В первую очередь, оградите малыша от стрессов и переживаний. Ему необязательно переживать вместе с родителями тяготы развода и наблюдать внутрисемейные ссоры. Если ребенок чего-то сильно боится, стоит это обязательно выяснить и объяснить, почему этого пугаться не нужно, заверить, что вы всегда будете рядом и придете на помощь, если понадобится. Если ребенок боится темноты – установите в комнате ночник. Если его дразнят дети в детском саду – сообщите об этом воспитателю. Помните, что психологический комфорт – залог счастливого детства.

Также важно соблюдать режим дня: хорошо высыпаться, не засиживаться перед телевизором или компьютером. Откажитесь от ранних развивающих занятий или хотя бы соблюдайте меру в них: поток разнообразной информации и новых лиц-учителей может негативно сказаться на речевых возможностях ребенка.

— Обязательно как можно больше и чаще общайтесь со своим ребенком: разговаривайте с ним, тщательно и медленно проговаривая каждый звук, каждый слог. Пойте вместе песенки, учите стихотворения, проговаривайте скороговорки, не сюсюкайте в разговорах, — советует логопед-дефектолог Лариса Пристанская.

Ссылка на основную публикацию
Станция переливания крови Карелии
Дозировка дачи крови и ее компонентов, влияние на организм донора Взятие от донора крови и ее компонентов допустимо только при...
Сроки проведения колоноскопии сколько по времени длится исследование и каждый его этап по отдельност
Как делают колоноскопию Колоноскопия — это эндоскопическое исследование толстого кишечника, которое проводится в диагностических целях. Оно выполняется при помощи специального...
Стабилизируем давление при беременности — Беременность и роды, беременность по неделям, признаки бер
Как поднять давление при беременности, повысить его в домашних условиях Как поднять давление при беременности – вопрос не праздный, так...
Старческий склероз симптомы, профилактика и лечение — Всё о склерозе
CogniFit - Потеря памяти Для моих тренировок Для работы с пациентами Для использования членами моей семьи Для работы с учениками...
Adblock detector