Шина Дитерихса транспортная для взрослых для иммобилизации при переломах бедра и нижних конечностей

ТРАНСПОРТНЫЕ И ЛЕЧЕБНЫЕ ШИНЫ

Транспортная иммобилизация обеспечивается применением стандартных шин и подручных средств.

Стандартные шины. Шины Крамера (лестничные) бывают двух размеров (110 х 10 см и 60 х 10 см (рис. 5.47). Они обладают большой прочностью, малой массой, гибкостью, что позволяет придавать им любую форму.

ШинаДитерихса применяется при переломах бедра, верхней тре­ти голени и повреждениях тазобедренного сустава (рис. 5.48). Она состоит из двух раздвижных деревянных бранш (наружной и вну­тренней) , подошвы и закрутки. В браншах есть прорези для ремней

или бинтов. Эта шина обеспечивает неподвижность тазобедренно­го, коленного и голеностопного суставов.

Пневматические шины (ШМП) выпускаются трех типов: для ки­сти и предплечья, стопы и голени и коленного сустава. Такие шины легкие, быстро накладываются и минимально травмируют пациен­та, прозрачные для рентгеновских лучей. Они состоят из прозрач­ной двухслойной камеры, застежки-молнии и клапана для нагнета­ния воздуха, снабженного трубкой. Шины свободно накладываются поверх одежды, обуви и застегиваются «молнией». Воздух в шину нагнетается ртом: при этом шина плотно охватывает конечность. Пе­ред снятием из шины выпускают воздух и расстегивают застежку-молнию.

Шина Еланского используется для фиксации головы и шеи. Она имеет форму силуэта головы, шеи и груди и состоит из двух половин, соединенных шарниром (рис. 5.49). В области затылочного отвер­стия имеются два полукруглых валика. Шину осторожно подводят под голову, шею и спину пациента и фиксируют ремнями, голову прибинтовывают к шине.

Шина-праща Энтина изготовлена из пластмассы (рис. 5.50). Она используется для фиксации нижней челюсти.

Шины ЦИТО бывают двух видов: складная фанерная и для верх­ней конечности (рис. 5.51).

Подручные средства. Среди подручных средств для транспорт­ной иммобилизации используют лопату, палки, лыжи, доски, щиты из досок, картон и т.д.

Лечебные шины. Стандартная отводящая шина ЦИТО применя­ется при переломах плеча со смещением отломков.

Шина Белера используется при переломах костей нижних конеч­ностей со смещением (рис. 5.52). Она обеспечивает возвышенное физиологическое положение поврежденной конечности и вытяже­ние по оси.

Также для лечебных целей применяют гипсовые повязки, шин­ные повязки из полимеров и синтетических материалов. Существу­ют лечебные компрессионно-дистракционные шины Илизарова (рис. 5.53), Гудушаури и др.

Правила осуществления транспортной иммобилизации. Необ­ходимо соблюдать следующие правила:

1. шину обертывают серой ватой и бинтом;

2. для создания неподвижности отломков поврежденной кости шину накладывают так, чтобы обездвижить два смежных сустава (выше и ниже места перелома), а при переломах плеча и бедра — три сустава;

3. металлическую шину моделируют не по поврежденной конеч­ности, а по здоровой;

4. шины накладывают поверх одежды и обуви;

5. между шиной и костными выступами вкладывают мягкую подстилку (из ваты, соломы, травы и т.д.);

6. шину прибинтовывают равномерно и плотно, но не туго, чтобы не нарушить крово­обращение поврежденной конечности;

7. при открытом переломе перед иммобили­зацией кожу вокруг раны обрабатывают рас­твором антисептика, а на рану накладывают асептическую повязку; при ее отсутствии горя­чим утюгом проглаживают чистую ткань с обе­их сторон;

8. при кровотечении из раны сначала выпол­няют гемостаз;

9. перед наложением шины осуществляют обезболивание (при отсутствии подозрения на повреждение органов живота);

10. поврежденной конечности придают среднефизиологическое положение;

11. при переломе костей голени накладыва­ют три шины Крамера (две по боковым поверхностям ноги и одну по задней поверхности от стопы до верхней трети бедра).

Особенности ухода за пациентом на скелет­ном вытяжении. При лечении скелетным вытя­жением необходимо строго соблюдать асепти­ку для профилактики инфицирования места введения спицы. Салфетки вокруг спицы регу­лярно меняют; при их смене спицу протирают спиртом. Несколько раз в день салфетки смачи­вают спиртом с помощью пипетки. Такого же ухода требуют спицы компрессионно-дистракционных аппаратов. При лечении постоянным вытяжением боль­ные находятся на длительном постельном режиме, поэтому край­не важны меры по профилактике пролежней, легочных осложне­ний.

Наложение шины Дитерихса. Шину накладывают в следующей последовательности:

1) подошвенную часть шины фиксируют к обуви мягким бинтом по типу восьмиобразной повязки на голеностопный сустав;

2) нижние концы бранш шины проводят через металлические скобы подошвы и прикладывают бранши к боковым поверхностям конечности и туловища;

3) в области костных выступов большого вертела, коленного и го­леностопного суставов подкладывают ватно-марлевые подкладки;

4) для лучшей иммобилизации конечности по ее задней поверх­ности укладывают шину Крамера протяженностью от стопы до яго­дичной области с толстыми подкладками в области подколенной ямки и ахиллового сухожилия;

5) боковые бранши шины Дитерихса и шину Крамера прикрепля­ют ремнями или косынками к конечности и туловищу;

6) концы шнурков закрутки продевают через отверстие откидной планки по обе стороны палочки-закрутки;

7) помощник, взявшись руками за стопу, вытягивает ногу постра­давшего до тех пор, пока верхние концы шины не упрутся в подмы­шечную область и промежность;

8) в этом положении шнурки закрутки завязываются на палочке-закрутке;

9) после вытяжения шину фиксируют циркулярными турами мяг­кого бинта (ползучая повязка).


Техника наложения транспортной шины Крамера. Повреждения плеча. Для транспортной иммобилизации при повреждениях плеча целесообразно пользоваться шиной Крамера протяженностью от лопатки здоровой стороны до пальцев больной руки (рис. 5.54). Шину предварительно обкладывают ватой и фиксируют бинтом, модели­руют на себе или по здоровой конечности пациента, если позволяет его состояние.

Поврежденной руке придается среднефизиологическое положе­ние, т. е. в локтевом суставе сгибают на 90°, ладонь обращена к жи

воту, плечо отведено от туловища на 30 — 50°, кисть в положении лег­кого тыльного сгибания в лучезапястном суставе, пальцы полусогну­ты. В подмышечную впадину поврежденной стороны и ладонь вкла­дывают ватно-марлевые валики.

Читайте также:  Алкоголь и мочегонные - опасное сочетание! Мои статьи - Каталог статей

Медицинский работник, взяв шину за один конец, заводит ее за свою спину. Другой рукой он берет второй конец шины и распола­гает ее по поврежденной конечности и выполняет сгибание в локте­вом и плечевом суставах. После этого он снимает шину с себя, под­правляет и накладывает ее на пациента. Концы шины фиксируют двумя бинтовыми тесемками длиной по 50 — 70 см. От пальцев до подмышечной впадины шина фиксируется ползучей повязкой, ко­торая дальше переходит в колосовидную. После этого на поврежден­ную руку накладывают косыночную повязку.

Повреждения предплечья. Лестничную шину Крамера изгибают под утлом 90° так, чтобы один ее конец соответствовал длине пред­плечья и кисти до основания пальцев, а другой до верхней трети пле­ча (рис. 5.55). Руку, согнутую в локтевом суставе под прямым углом, укладывают на шину, в ладонь вкладывают ватно-марлевый валик; ладонь обращена к животу. Шину прибинтовывают, руку подвеши­вают на косынку.


Повреждения голени. Шиной Крамера достигается вполне удо­влетворительная иммобилизация. Для иммобилизации голени ис­пользуют три шины Крамера. Сначала их моделируют по контурам голени. Одну из них накладывают по задней поверхности голени и бедра от кончиков пальцев стопы до верхней трети бедра, две дру­гие — по боковым поверхностям голени и бедра. Нижние концы этих шин нужно согнуть так, чтобы они охватывали стопу в виде стреме­ни для фиксации голеностопного су­става. Между шинами и костными вы­ступами вкладываются ватно-марлевые подкладки. Шины фиксируют к конеч­ности ползучей повязкой.

Транспортная иммобилизация при повреждениях стопы. После моделирования накладывают две шины Крамера. Предварительно внутреннюю поверхность шин выстилают ватно-марлевыми под­кладками. Одну из шин накладывают от кончиков пальцев по подо­швенной поверхности стопы, а затем, согнув под прямым утлом, вдоль задней поверхности до верхней трети голени. Вторую шину, изогнутую в форме буквы «Г», накладывают вдоль наружной поверх­ности голени с таким расчетом, чтобы она охватила подошвенную поверхность стопы наподобие стремени. Шины фиксируют ползу­чей повязкой. После рентгенологического исследования пострадав­ших возвращают в кабинет врача, а затем переходят в гипсовальную, где им выполняют необходимые манипуляции и накладывают гип­совые повязки.

1. Дайте определение десмургии.

2. Что представляют собой повязка, перевязочный материал, перевязка?

3. Какие вам известны цели наложения повязок?

4. Какие существуют виды повязок по назначению?

5. Какие задачи выполняет иммобилизация?

6. Опишите правила бинтования.

7. Какова техника наложения различных повязок на голову?

8. Охарактеризуйте технику наложения повязок на грудь.

9. Какие основные виды транспортных и лечебных шин существу­ют в здравоохранении?

10. Назовите правила наложения транспортных шин.

11.Что представляет собой ППИ? Каково его предназначение?

12. При каких показаниях применяют сетчато-трубчатые бинты?

13. Назовите показания к применению суспензория.

14. Что представляет собой окклюзионная повязка? В каком слу­чае ее применяют?

5.1. Для поддержания верхней конечности применяется повязка:

г) колосовидная на плечевой сустав.

5.2. Герметизирует рану грудной клетки повязка:

5.3. На промежность накладывают повязку:

5.4. К твердым относится повязка:

5.5. При переломе ключицы накладывают повязку:

б) черепашью расходящуюся;

в) спиральную с перегибами;

5.6. При растяжении связок голеностопного сустава следует наложить
повязку:

5.7. На затылок накладывается повязка:

5.8. К твердым относится повязка:

5.1. Во время ремонтных работ в подвале роддома один из рабочих упал на металлическую арматуру и получил ранение груди. При осмо­тре в области четвертого межреберья по задней подмышечной линии слева обнаружена глубокая рана, через которую на вдохе входит воздух в плевральную полость. Отмечаются одышка, цианоз кожных покровов, тахикардия.

1. Поставьте предположительный диагноз.

2. Какие действия должны входить в неотложную помощь.

5.2. Во время гололеда по пути с работы мужчина, упал на правую руку. Его беспокоят сильная боль в правом плече, хруст при перемене положения руки. Функция руки нарушена.

1. Поставьте предположительный диагноз.

2. Какие действия должны входить в неотложную помощь?

5.3. После дорожно-транспортного происшествия у пострадавшего на волосистой части головы имеются множественные раны с обильным венозным кровотечением.

1. Поставьте предположительный диагноз.

2. Какие действия должны входить в неотложную помощь?

5.4. Хирург сделал операцию по поводу воспалительного процесса в области локтевого сустава и дал указание медицинской сестре наложить повязку с гипертоническим раствором натрия хлорида.

1. Какую повязку следует наложить в данной ситуации?

2. В каком порядке выполняют манипуляцию?

5.5. Кормящая женщина через 7 сут после родов стала отмечать боли в правой молочной железе, ухудшение общего состояния, головную боль, повышение температуры тела до 37,5 °С. Хирург после осмотра пациентки
рекомендовал медицинской сестре наложить повязку.

1. Поставьте предположительный диагноз.

2. Какую повязку предпочтительнее наложить?

5.6. Во время заточки детали на наждаке рабочему в глаз попало инородное тело. Его беспокоят сильная боль в глазу, резь, слезотечение. Острота зрения резко снизилась.

Транспортная иммобилизация

Различают следующие виды транспортной иммобилизации:

  • 1) примитивная (нога прибинтовывается «другой ноге);
  • 2) иммобилизация подручными средствами (палка, доска, фанера и др.);
  • 3) иммобилизация транспортными шинами: фиксационными, шиной Крамера, или лестничной, шиной Фильбер- га, или сетчатой шиной, транспортной пластмассовой, шиной медицинской пневматической, дистракционными шинами — шина Дитерихса, транспортная шина Гиндина (рис. 34).

Рис. 34. Транспортная иммобилизация при переломе костей голени (а), бедра (б): иммобилизация нижней конечности пневматической шиной (в)

Общие правила наложения шин:

  • 1. Перед наложением транспортной шины необходимо осторожно и тщательно осмотреть место повреждения, остановить кровотечение, произвести туалет раны, наложить асептическую повязку, произвести инъекцию анальгетика: если фельдшер владееттехникой местного обезболивания, то рекомендуется в область закрытого перелома ввести 20 мл 2%-ного раствора новокаина по методу А. В. Вишневского.
  • 2. Наложение шины производят непосредственно на месте происшествия, так как переноска пострадавшего даже на короткие расстояния без хорошей иммобилизации недопустима.
  • 3. Шину необходимо наложить так, чтобы она надежно иммобилизовала два соседних с местом повреждения сустава (выше и ниже места повреждения), а при переломах плеча и бедра — три сустава.
  • 4. Конечности перед наложением шины желательно придать физиологическое положение.
  • 5. При закрытых переломах (особенно нижней конечности), накладывая шину, желательно по возможности произвести легкое и весьма осторожное вытяжение поврежденной конечности по оси, которое следует продолжать до полного наложения иммобилизирующей повязки.
  • 6. При открытых переломах, когда из раны выступают отломки костей, вправление их ни в коем случае не следует делать.
  • 7. Снимать одежду и обувь с пострадавшего не следует, так как это не только причинит боль, но и может вызвать дополнительную травму.
  • 8. При всех открытых повреждениях, прежде чем приступить к иммобилизации, нужно остановить кровотечение, наложить на рану асептическую повязку и конечность фиксировать в таком положении, в котором она находилась.
  • 9. При наложении шины следует отказаться от наложения жгута, особенно при отсутствии достаточных показаний.
  • 10. Нельзя накладывать шину непосредственно на голое тело: предварительно ее необходимо покрыть мягким материалом (ватой, полотенцем, одеждой и т. д.). Нужно следить за тем, чтобы концы шины не врезалась в кожу и не сдавливали кровеносные сосуды или нервы.
  • 1 1. При повреждении суставов для иммобилизации применяют те же средства и способы, что и при повреждениях кости. но вытяжение делать не следует.
  • 1 2. При перекладывании пострадавшего с наложенной шиной на носилки необходимо аккуратно и бережно обращаться с поврежденной конечностью или частью тела, которую должен поддерживать помощник.
  • 13. Шина должна быть тщательно прибинтована к поврежденной конечности (рис. 35).
Читайте также:  Ранитидин 0,15 таблетки №20 - инструкция, цена, состав

Рис. 35. Иммобилизация при переломе костей предплечья (а) и плеча (б)

  • 1. Передвижение с поддержкой пациента.
  • 2. Переноска на руках.
  • 3. Переноска на спине.
  • 4. Переноска пациента двумя помощниками, руки фиксируются в виде «замка».
  • 5. Переноска пациента в полусидячем положении.
  • 6. Переноска пациента на носилках.

В зависимости от вида повреждения пациенту на носилках придают соответствующие положения:

  • 1. Обычное положение на спине, со слегка приподнятой головой. вытянутыми верхними конечностями.
  • 2. При ранениях головы — на спине, с приподнятой верхней частью туловища и головой. Под голову подкладывают одеяло, свернутое в виде желоба (фиксация головы).
  • 3. При ранении передней части шеи и верхних дыхательных путей — полусидячее положение с головой, наклоненной вперед (подбородок соприкасается с грудью), при повреждении шейных позвонков — ватный или пластмассовый воротник (рис. 36).

Рис. 36. Ватно-марлевый воротник Шанца

  • 4. При ранении живота — на спине с согнутыми в коленях ногами (одеяло или валик под колени).
  • 5. При ранении в грудь — полусидячее положение или на раненом боку.
  • 6. При закрытом повреждении позвоночника — на щите, таза — на спине, при открытых — на боку или животе (под колени или поясницу валик).
  • 7. При повреждении верхних конечностей — на спине с некоторыми наклонами на здоровый бок. Предплечье помещают на грудь или живот.
  • 8. При повреждении нижних конечностей — на спине с приподнятой поврежденной конечностью.

При лечении повреждений опорно-двигательного аппарата существует два основных метода: консервативный и оперативный.

К средствам фиксации относятся:

1) гипсовые повязки (рис. 37);

Рис. 37. Гипсовая повязка при переломе лучевой кости

2) различные шины и аппараты (рис. 38);

Рис. 38. Лейкопластырное вытяжение на шине ЦИТО при переломе плеча

  • 3) средства мягкой фиксации (бинты, лейкопластырные повязки);
  • 4) скелетное вытяжение (рис. 39).

Рос. 39. Вытяжение на шине Велера: лейкопластырное за голень и скелетное за бедро

Что такое шина в медицине?

Одним из важных и неотъемлемых этапов лечения различных травм является транспортная иммобилизация. Это понятие подразумевает создание полного функционального покоя для поражённого участка опорно-двигательного аппарата. Обездвиживание только на первый взгляд кажется бессмысленным, но именно оно позволяет прервать патологические механизмы, возникающие вследствие травмы.

Для полноценного выполнения этой задачи применяются специальные приспособления – медицинские шины. Название не имеет ничего общего с одноимённой частью колеса, хотя для большинства пациентов – это стандартная ассоциация. Но считать её неправильной тоже не следует – шиной в медицине называется приспособление, дающее определённой части тела внешнюю поддержку.

Первоначально эти средства были только подручными – любой жёсткий и удобный предмет, фиксированный к конечности, приобретал лечебные свойства. Постепенно возникла потребность в табельных шинах – то есть изготовленных по стандартному образцу. Постоянная их модификация привела к тому, что в их настоящее время можно выделить даже целых две группы – жёсткие и мягкие.

Понятие

Медицинская шина – это ортопедическое приспособление, предназначенное для оказания первой помощи, а также осуществления лечения при повреждениях опорно-двигательного аппарата. Но не при каждой травме её применение оправдано – поражение должно быть таким, чтобы оно локально нарушало функцию части тела. Говоря простым языком – это тяжёлые травмы (переломы, вывихи, разрушение мягких тканей, повреждения сосудов и нервов).

В подобных случаях полноценное заживление возможно только в одном случае – когда сегмент опорно-двигательного аппарата должен быть полностью выключен из работы. Чтобы адекватно выполнять это предназначение, современные шины должны обладать следующими качествами:

  • Быть достаточно прочными, выдерживая при этом не только собственный вес части тела, но и силу активных движений. Подвижность должна быть не ограничена, а исключена полностью сразу же после проведения иммобилизации.
  • Иметь небольшой вес, чтобы не доставлять пациенту неудобства при выполнении какой-либо деятельности. Громоздкая и тяжёлая шина может не только ограничивать активность пациента, но и служить причиной ухудшения его состояния.

Деление медицинских шин на жёсткие и мягкие больше условное, и зависит от исходного строения изделия и области его применения – действие каждой из них на организм в любом случае одинаково.

Жёсткие шины

Разделение внутри этой группы происходит по принципу исходного материала – он должен быть устойчивым к механическому воздействию. Поэтому следует перечислить все разновидности, начиная от самых простых и старых средств:

  1. Историческим материалом для шин являлось дерево – именно из него получалось сделать одновременно лёгкие и прочные шины.
  2. Но все они отличались существенным недостатком – невозможностью какой-либо модификации.
  3. Поэтому приходилось делать их из нескольких частей, что сказывалось на опорных свойствах.
  4. Среди них можно выделить некоторые изделия, применяющиеся и до сих пор – шина медицинская Еланского или Дитерихса.

Указанные варианты широко использовались в военно-полевой хирургии, где требовались надёжные и простые средства. Разработка Еланского предназначалась для фиксации головы, шеи и грудной клетки, и состояла из деревянной рамки, снабжённой несколькими ремнями. Шина Дитерихса являлась универсальным средством, позволяя осуществлять одновременное удержание и вытяжение в случае повреждений бедренной кости и прилежащих к ней суставов.

Все жёсткие шины используются для оказания первой помощи при травмах в области значительных по протяжённости участков скелета, которые они, благодаря своей длине, надёжно фиксируют.

Современные

Сейчас в широкой медицинской практике применяются только те средства, которые обладают комбинированными свойствами. Это позволяет использовать одно и то же изделие при различных травмах:

  • Следующим этапом развития стало появление металлических вариантов, представляющих собой одновременно прочный и гибкий каркас, состоящий из проволоки.
  • Их типичным представителем в наше время является лестничная шина Крамера.
  • Изделия характеризуются возможностью модификации, лёгкостью, и гибкостью в сочетании с прочностью.

Но со временем проволока разрушается, что сказывается на опорных свойствах. Поэтому потребовалась разработка более устойчивых к действию времени изделий:

  • Самыми современными средствами, широко применяемыми в травматологии и медицине катастроф, являются комбинированные пластиковые шины.
  • Они легко подвергаются модификации, имеют небольшой вес, хорошо переносят дезинфекцию.
  • При этом пластмасса обладает достаточной прочностью, способной выключить подвижность в определённом сегменте.

Среди указанных вариантов не следует отдавать особенное предпочтение какой-либо шине – каждая из них обладает набором неповторимых и уникальных качеств, которые объясняют их широкое применение в настоящее время.

Мягкие шины

Подобные варианты поддерживающих средств, вопреки заблуждениям, не используются при лёгких вариантах повреждений. Просто такое понятие обусловлено исходным материалом, применяющимся для изготовления шин. Они не отличаются значительной прочностью, но при наложении обеспечивают иммобилизацию локальных участков опорно-двигательного аппарата.

Сейчас широко применяются новые пневматические шины, представляющие собой полые камеры, наполняемые воздухом. Но не все мягкие шины являются современными изделиями – например, ватный воротник Шанца был изобретён более 100 лет назад. И опять же – он не имел «гражданского» назначения. Его основной сферой применения были боевые травмы, сопряжённые с повреждением шейного отдела позвоночника.

Пневматическая

Лечебное действие этих изделий основано на давлении воздуха, которое осуществляет механическое воздействие на его стенки. При достижении определённых значений шина приобретает такую прочность, которой достаточно для удержания определённого сегмента опорно-двигательного аппарата. Также их применение основано на следующих принципах:

  1. Существуют различные модификации пневматических шин, которые в зависимости от строения фиксируются на определённые участки тела. Обычно ими являются небольшие по размеру области – стопа и голень, предплечье и кисть.
  2. В исходном состоянии изделие не обеспечивает эффекта иммобилизации, так как представляет собой лишь гибкий цилиндр.
  3. Подобные средства надуваются не силой выдоха человека – так практически невозможно создать внутри них необходимое давление. Для этой цели существует небольшой компрессор, который нагнетает внутрь шины достаточное количество воздуха.
  4. В надутом состоянии её нельзя надеть на нужный участок конечности, так как внутренние поверхности изделия прочно сомкнутся. Поэтому перед использованием шина располагается в правильном положении, и только после этого она подключается к компрессору.

Сейчас разработаны также универсальные варианты изделий – они состоят из нескольких частей, которые надуваются по отдельности. Это позволяет регулировать их длину для применения на различных участках конечностей.

Воротник

Этот мягкий вариант шины сейчас больше причисляется к профилактическим средствам – его основной сферой использования стало лечение остеохондроза. Хотя ватный воротник по-прежнему остаётся эффективным средством первой помощи при черепно-мозговых травмах и повреждениях шейного отдела позвоночника. Это обусловлено следующими свойствами:

  1. При правильном применении он проявляет мягкую иммобилизацию – препятствует осуществлению любых движений головы. Становится невозможным осуществить активное сгибание или разгибание, а также вращение.
  2. При повреждении позвоночника он обеспечивает замещение его функции – принимает на себя всю амортизационную нагрузку. Поэтому при движениях все толчки переходят на воротник, где их сила гасится, и не передаётся на вышележащие отделы.
  3. Наконец, эта шина осуществляет одновременную разгрузку мягких тканей, устраняя спазм мускулов шеи, возникающий сразу после травмы.

Хотя сам по себе воротник Шанца не обладает выраженными лечебными свойствами, его применение существенно снижает риск возможных осложнений. Поэтому даже минимальное подозрение на травму шеи служит показанием к его использованию.

Ссылка на основную публикацию
Шесть причин «красной диареи»
Кал при раке кишечника Развитие онкологии может сопровождаться различными изменениями кала. Опасность любого онкологического процесса, в том числе злокачественных образований...
Шалфей лекарственный (трава)
Шалфей при женском бесплодии и раннем климаксе В одной из предыдущих статей я писала про лечение бесплодия с помощью боровой...
Шампунь для ночных линз · GitHub
ТОП-7 лучших растворов для линз: рейтинг 2020 года, какой купить, отзывы, цена Раствор по уходу за линзами – специальная жидкость,...
Шеффлера сбрасывает листья что делать, если листья чернеют и опадают зимой По какой причине цветок и
Шефлера желтеют листья Признаком болезни шефлеры часто являются пожелтевшие листья. Почему желтеют листья шефлеры? Почему у шефлеры липкие листья? Другие...
Adblock detector