Формы мышления в психологии краткие примеры — что относится к основному мыслительному процессу понят

К основным формам мышления относится

Вопрос: Что такое мышление?

Процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве).

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Вопрос: Какие виды мышления есть?

  • Наглядно-действенное мышление (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у детей с рождения до 1,5 лет)
  • Конкретно-предметное мышление (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование в возрасте от 1,5 — до 7 лет)
  • Абстрактно-логическое мышление (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.)

Классификация по результатам мышления

  • Творческое мышление
  • Репродуктивное мышление

Классификация по уровню психических процессов

  • Аналитическое мышление
  • Интуитивное мышление

Другие виды:

  • Алгоритмическое мышление
  • Альтернативное мышление — многомерное (многовариантное) мышление, способность иметь параллельно несколько «собственных» мнений, точек зрения, среди которых может быть более предпочтительная, а могут и быть все равноправны. Умение выбирать наиболее верное в данном случае решение из всех возможных.
  • Ассоциативное мышление
  • Дивергентное мышление
  • Концептуальное мышление — методология анализа и проектирования сложных систем. Особенность подхода состоит в том, чтобы для описания любого объекта очень дисциплинированно использовать крайне ограниченный круг понятий, глубоко осмысливая каждое из них, другими словами, отражая смысл и содержание понятия в некоторой системе других взаимосвязанных понятий.
  • Критическое мышление
  • Наглядно-образное мышление
  • Нестандартное мышление — способность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях.
  • Образное мышление
  • Позитивное мышление
  • Стратегическое мышление

Вопрос: формы мышления?

Понятие, суждение, умозаключение (вывод)

Умозаключение является наиболее сложной формой и продуктом мышления. Оно основывается на данных ряда суждений и осуществляется путем рассуждения. Различают три основных метода (способа) получения умозаключений при рассуждении: дедукция, индукция и аналогия.

Дедуктивное умозаключение (от лат. deductio — выведение) — ход рассуждений при получении заключения идет от более общего знания к частному (от общего к единичному), здесь переход от общего знания к частному является логически необходимым.

Индуктивное умозаключение (от лат. inductio — наведение) — рассуждение идет от частного знания к общим положениям. Здесь имеет место эмпирическое обобщение, когда на основании повторяемости признака заключают о его принадлежности всем явлениям этого класса.

Умозаключение по аналогии делает возможным при рассуждении логический переход от известного знания об отдельном предмете к новому знанию о другом отдельном предмете на основании уподобления одного явления другому (от единичного случая к подобным единичным случаям, или от частного к частному минуя общее).

Суждение, как наименьшую единицу логического мышления, выделил Платон. Аристотель в свою очередь показал, что только в наиболее общих суждениях, истинных для всех объектов данного класса, могут выражаться законы природы и общества. Он доказал, что если обе посылки частные, то из них нельзя сделать строгого логического вывода. Строгий логический вывод может быть получен только методом дедукции. Например, два суждения: «Драгоценные металлы не ржавеют» (большая посылка) и «Золото — драгоценный металл» (малая посылка), — взрослый человек с развитым мышлением воспринимает не как два изолированных предложения, а как готовое логическое соотношение (силлогизм), из которого можно сделать только один вывод — «Следовательно, золото не ржавеет». Этот вывод не требует непременного личного опыта, т.к. он получен при помощи объективного логического средства — силлогизма. Все другие типы рассуждений, т.е. индукция и аналогия, с точки зрения истинности вывода куда менее ясны. Только силлогизм является истинной основой логического мышления. Благодаря силлогизмам и другим логическим формам мышление становится доказательным, убедительным и непротиворечивым.

Читайте также:  Настойка диоскореи кавказской рецепт применения для сосудов

Формы мышления

В основе современной логики лежат учения, созданные еще древнегреческими мыслителями, хотя первые учения о формах и способах мышления возникли в Древнем Китае и Индии. Основоположником формальной логики является Аристотель , который впервые отделил логические формы мышления от его содержания.

Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем и посредством абстрактного мышления. Логика позволяет строить формальные модели окружающего мира, отвлекаясь от содержательной стороны.

Мышление всегда осуществляется через понятия, высказывания и умозаключения.

Понятие — форма мышления, которая выделяет существенные признаки предмета или класса предметов, позволяющие отличать их от других .

Прямоугольник, проливной дождь, компьютер.

В структуре каждого понятия нужно различать две стороны: содержание и объем . Содержание понятия составляет совокупность существенных признаков предмета. Чтобы раскрыть содержание понятия , следует выделить признаки, необходимые и достаточные для выделения данного предмета по отношению к другим предметам. Объем понятия определяется совокупностью предметов, на которую оно распространяется, и может быть представлено в форме множества объектов, состоящего из элементов множества.

Алгебра множеств, одна из основополагающих современных математических теорий, позволяет исследовать отношения между множествами и, соответственно, объемами понятий. Между множествами (объемами понятий) могут быть различные виды отношений:

равнозначность , когда объемы понятий полностью совпадают;

пересечение , когда объемы понятий частично совпадают;

подчинения , когда объем одного понятия полностью входит в объем другого и т.д.

Для наглядной геометрической иллюстрации объемов понятий и соотношений между ними используются диаграммы Эйлера-Венна . Если имеются какие-либо понятия A , B , C и т.д., то объем каждого понятия (множество) можно представить в виде круга, а отношения между этими объемами (множествами) в виде пересекающихся кругов.

Высказывание – это формулировка своего понимания окружающего мира. Высказывание является повествовательным предложением, в котором что-либо утверждается или отрицается .

По поводу высказывания можно сказать, истинно оно или ложно. Истинным будет высказывание, в котором связь понятий правильно отражает свойства и отношения реальных вещей. Ложным высказывание будет в том случае, когда оно противоречит реальной действительности.

Истинное высказывание: « Буква «а» — гласная ».

Ложное высказывание : « Компьютер был изобретен в середине XI в. ».

Обоснование истинности или ложности простых высказываний решается вне алгебры логики. Например, истинность или ложность высказывания: » Сумма углов треугольника равна 180 о » устанавливается геометрией, причем — в геометрии Евклида это высказывание является истинным, а в геометрии Лобачевского — ложным.

Какие из предложений являются высказываниями? Определите их истинность.

2. Прослушайте сообщение.

3. Делайте утреннюю зарядку.

4. Назовите устройство ввода информации.

5. Кто отсутствует?

6. Париж – столица Англии.

7. Число 11 является простым.

9. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

10. Сложите числа 2 и 5.

11. Некоторые медведи живут на севере.

12. Все медведи – бурые.

13. Чему равно расстояние от Москвы до Ленинграда.

Умозаключение – это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение (знание или вывод ).

Умозаключение позволяет на основе известных фактов, выраженных в форме суждений, получать новое знание.

Дано высказывание: « Все углы равнобедренного треугольника равны ». Получить высказывание « Этот треугольник равносторонний » путем умозаключений.

Доказательство : Пусть основанием треугольника является сторона с . Тогда a = b . Так как в треугольнике все углы равны, следовательно, основанием может быть любая другая сторона, например а . Тогда b = c . Следовательно a = b = c . Треугольник равносторонний.

Читайте также:  Как почистить пятки от огрубевшей кожи в домашних условиях обзор 4 косметических средств

Умозаключения бывают дедуктивные, индуктивные и по аналогии.

В дедуктивных умозаключениях рассуждения ведутся от общего к частному. Например, из двух суждений: « Все металлы электропроводны » и « Ртуть является металлом » путем умозаключения можно сделать вывод, что: « Ртуть электропроводна ».

В индуктивных умозаключениях рассуждения ведутся от частного к общему. Например, установив, что отдельные металлы — железо, медь, цинк, алюминий и т.д. — обладают свойством электропроводности, можно сделать вывод, что « Все металлы электропроводны ».

Умозаключение по аналогии представляет собой движение мысли от общности одних свойств и отношений у сравниваемых предметов или процессов к общности других свойств и отношений. Например, химический состав Солнца и Земли сходен по многим показателям, поэтому, когда на Солнце обнаружили неизвестный еще на Земле химический элемент гелий, то по аналогии заключили: « Такой элемент есть и на Земле ».

Тест по психологии «Мышление»

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Идет приём заявок

Тест “Мышление”

1. Мышление, которое осуществляется при помощи логических операций с понятиями, называется … мышлением.

+а) словесно-логическим

б) наглядно-действенным
в) наглядно-образным

2. Укажите, что из перечисленного ниже не является формой мыслительного процесса:
а) понятие;

г) решение проблем;

3. Расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики – это:
а) классификация

4. В умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами проявляется такое качество мышления, как:
+а) самостоятельность

5. Считается доказанным, что наиболее поздним продуктом исторического развития мышления является именно такое мышление:
а) наглядно – образное

б) наглядно – действительное

+в) словесно – логическое

6. Форма мышления, выделяющая связи между предметами или явлениями и утверждающая или отрицающая что-либо, называется:
а) умозаключением

+в) суждением

7. Умение человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей, характеризуется такое качество мышления, как:
+а) самостоятельность

8. Теоретическое и практическое мышление различают по:
+а) типу решаемых задач

б) активности субъекта

в) характеру обобщений

9. Психологический процесс, связанный с поиском и открытием новых знаний на основе творческой действительности человека, называется:
а) внимание

10. Основная особенность творческого мышления:
а) способность реагировать на внутренние и внешние действия
б) умение извлекать главное
+в) умение анализировать любые проблемы, устанавливать логическую связь

11. Абстрактно – логическое мышление идентично:
+а) понятийному мышлению

б) логическому мышлению

в) практическому мышлению

12. Что такое понятие:
а) деятельность, осуществлённая с реальными предметами
б) вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности
в) отражение общих и существенных свойств предметов или явлений

13. Что такое практическое мышление?
а) мышление, заключающееся в деятельности осуществляющееся реальным предметом
+б) мышление, связанное с практической деятельностью
в) мышление, когда из памяти извлекаются образы и воссоздаются воображения

14. Наглядно – образное мышление ярко проявляется в возрасте:
а) 7 – 8 лет

15. Свернутый, в основном бессознательный по сути акт одномоментного “охватывания” структуры ситуации или задачи представляет собой мышление:
а) аналитическое

+б) интуитивное

16. К формам мышления относят:

17. Мотивом, началом движения мышления становится появление … ситуации:

+ б) проблемной

18. Ассоциация – это связь между психическими явлениями по признакам: 1) сходства; 2) контраста; 3) пространственно-временных отношений; 4) причинно-следственных отношений.

19. К формам мышления относится:

а) воображение, представление, фантазия

б) конвергенция и дивергенция

в) синтез, анализ, сравнение

+ г) понятие, суждение, умозаключение

20. Мысленное выделение существенного (в данных условиях) свойства при одновременном игнорировании остальных свойств — это.

+ г) абстракция

1. Понятийное мышление – это:
а) мышление, опирающиеся на образы
+б) использование определённых понятий
в) извлечение образов, воссоздающихся воображением

Читайте также:  Найз инструкция по применению показания, противопоказания, побочное действие – описание Nise гель дн

2. Укажите, что не является видом мышления:
а) продуктивное мышление;
+б) непроизвольное мышление;
в ) практическое мышление

г) реалистическое мышление;
д) аналитическое мышление;
е) теоретическое мышление;
ж) индивидуальное мышление;

3. Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях – это:
+а) интеллект

4. Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется таким мышлением:
а) абстрактным

+б) наглядно – действительным

в) словесно – логическим

5. Группировка предметов по сходству основных признаков, присущих всем предметам данного вида, характеризуется как:
+а) классификация

6. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно нам как:
а) классификация

+б) обобщение

7. В умении проникать в сущность сложных явлений, процессов проявляется такое качество мышления, как:
а) широта

8. Обобщенность, отвлеченность, абстрактность является существенными характеристиками такого мышления:
а) наглядно – действенного

+б) понятийного

9. Высшая форма мышления:
а) анализ

+б) умозаключение

10. Что необходимо для решения сложной мыслительной задачи:
а) решение задачи путём решения предыдущих
+б) умело выбрать пути решения
в) сосредоточиться

11. Обобщение – это:
а) установление сходства и различия между предметами
+б) общий вывод мыслительных операций
в) отделение существенного от не существенного

12. Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности является отличительной особенностью мышления:
+а) наглядно – образного

б) словесно – логического

13. В том, что мышление развертывается в условиях жесткого дефицита времени, заключается одна из важных особенностей мышления:
+а) практического

в) аналитического (логического)

14. Психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности называется:

+ б) мышлением

15. К операциям мышления относят:

+г) обобщение

16. Каждый акт мышления включает в себя воображение, благодаря которому становится возможной:

+а) абстракция
б) сосредоточение сознания
в) экстраполяция и интерполяция
г) избирательность и направленность сознания

17. Под интеллектом понимается:

а) направленность и сосредоточенность сознания на определённом предмете
+б) общая способность к познанию и решению проблемных задач, обеспечивающая успешность любой деятельности
в) запас слов

18. К основным видам мышления по характеру решаемых задач относятся:

а) патогенное, саногенное
б) дискурсивное, интуитивное
в) интуитивное, рациональное
+г) теоретическое, практическое

19. Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей — это.

а) внутренняя речь

+г) интеллект

20. Специальная человеческая психическая функция, определяемая как процесс общения посредством языка, называется:
а) мышлением;

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

Идет приём заявок

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки
  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Пилипенко Валентина ВасильевнаНаписать 15089 20.12.2019

Номер материала: ДБ-870508

  • Другое
  • Тесты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    20.12.2019 45
    20.12.2019 3878
    20.12.2019 38
    20.12.2019 103
    20.12.2019 29
    20.12.2019 176
    20.12.2019 39
    20.12.2019 46

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ссылка на основную публикацию
ФОРАДИЛ КОМБИ инструкция, отзывы, аналоги, цена в аптеках
Для чего назначают Форадил Комби: действие на организм, противопоказания Форадил Комби – комбинированный бронхолитический препарат. Содержит в своем составе сразу...
Флуоксетин таблетки инструкция по применению — аналоги — отзывы пациентов Антидепрессант ру
Флуоксетин Фармдействие Антидепрессивное средство, селективный ингибитор обратного захвата серотонина. Улучшает настроение, снижает напряженность, тревожность и чувство страха, устраняет дисфорию. Не...
Флюорографическая диагностика заболеваний диафрагмы — Флюорография — Медицина — Здоровье
Рентгенография органов грудной клетки - Системный подход Введение Системный подход в анализе рентгенограм грудной клетки применяется, что бы не пропустить...
Формирование миропонимания и нравственной жизненной позиции у воспитанников
Нравственная позиция автора и его героев в русской Нравственная позиция автора и его героев в русской классической литературе (на примере...
Adblock detector