Что должен уметь ребенок в 4 года (девочки и мальчики)

Что должен уметь 4-летний ребенок

Ребенок 4 лет должен уметь ловить мячик, ходить на пяточках и стоять на одной ножке.

Ваш кроха растет не по дням, а по часам, и вот ему уже 4 года. Для вас, конечно же он самый-самый: все умеет и знает. А давайте узнаем, что же должен уметь ребенок в 4 года и знать, чтобы не отставать от своих одногодок. И если он и отстает в чем, подтяните малыша, особенно если вы собираетесь отдавать его в детский сад.

Развитие двигательных способностей

Для определения уровня развития двигательных способностей 4-летнего ребенка, проведите для него небольшую разминку. Таким образом вы сможете выяснить, все ли необходимые навыки освоил кроха. Эти навыки крупной моторики нужны ребенку, чтобы правильно развиваться.

Итак, малыш в 4 года должен научиться ходить на пяточках. Ловить мячик для нормально развитого четырехлетнего ребенка не составит труда, также как и попрыгать на одной ножке. На двух ножках кроха должен был научиться прыгать еще в 3 года, так же как и освоить езду на велосипеде.

Теперь ребенок может простоять на одной ножке намного дольше – почти 10 секунд. Хотя в 3 года ему удавалось простоять так только одну секунду.

Самостоятельность и другие навыки ребенка в 4 года

Ваш 4-летний малыш должен уже различать основные цвета (белый, черный, зеленый, красный, синий, желтый).

Не страшно, если ребенок путает, например, розовый и оранжевый. Кроме того, ребенок в этом возрасте должен уверенно называть фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Также для 4-летнего малыша уже не составит труда выстроить предметы по росту и размеру: от высокого к низкому, от большого к маленькому и наоборот.

4-летний ребенок уже вполне умеет выполнять просьбы взрослого. Можно утверждать, что в 4 года малыш может стать настоящим помощником для родителей.

Уже может помочь и пол помыть, и гвоздь забить, и цветы полить, и посуду помыть. Конечно, у него еще не все получится идеально, но главное, чтобы ребенок от души старался, а у родителей – чтобы хватило терпения научить всему этому свою дочь или сына.

Ребенок уже с удовольствием играет в ролевые игры: тушит пожары, плавает по морям, укладывает и кормит куклу или играет в дочки-матери с другими детьми на площадке.

Именно в 4 года лучше всего отдавать ребенка в садик. Особенно если он предварительно прошел психологический тест на готовность к детскому коллективу. Ведь именно в 4 года ребенок уже самостоятельно умеет кушать, одеваться и ходить в туалет.

Развитие речи детей 4 года

Как правило, дети в 4 года уже умеют хорошо говорить. Ребенок правильно выстраивает предложения, причем уже не только простые, но и сложные.

По наблюдениям психологов, ребенок в 4 года задает приблизительно 400 вопросов в день! То есть это один вопрос в полторы минуты.

Малыш не только задает множество нелегких для родителей вопросов, но и умеет также отвечать на различные каверзные вопросы взрослых.

А ответы, которые веселят и радуют всех вокруг, лучше записывать в отдельную тетрадку, и, на день совершеннолетия они станут самым лучшим подарком для самого ребенка.

Если в 4 года малыш еще не четко произносит буквы «р», «л», это не является нарушением речи. Важно, чтобы правильная речь сформировалась к 6-7 годам, когда ребенку надо будет идти в школу.

Ребенок в 4 года уже уверенно будет рассказывать сам стихи, но не надо переживать, если кроха не слишком стремиться их рассказывать. Возможно, он просто стесняется.

Разумеется, все перечисленные показатели — средние, как правило, малыш умеет делить что-то лучше, а что-то хуже.

Если из всего вышеперечисленного большая часть для вашего 4-летнего ребенка не составляет особого труда, значит он развивает нормально. О каких-либо нарушениях можно говорить только в том случае, если у малыша отсутствует большая часть навыков.

Каждый малыш уникален и развивается в своём индивидуальном темпе. Это можно заметить с самого рождения. Внимательные родители следят за своим крохой и фиксируют каждое его новое достижение. Для того, чтобы мамам и папам было проще ориентироваться, психологи совместно с педиатрами составили список умений и навыков, которыми должен обладать ребёнок в 4 года.

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика чрезвычайно важна для крохи, так как именно она ложится в основу развития речи. Четырёхлетний малыш с лёгкостью умеет:

  • нанизывать крупные бусины на ленту, тесьму или шнурок;
  • показывать собственные пальцы поочерёдно;
  • складывать из пальцев фигуры;
  • завязывать шнуровку;
  • застёгивать молнию, пуговицы и крючки.

Окружающий мир

Исследовать мир вокруг себя – важная задача для ребёнка, в основе которой лежит неотъемлемая черта характера всех малышей – любопытство. В 4 года дети способны:

  • назвать своё имя, возраст;
  • ответить на вопрос о месте жительства;
  • рассказать о родителях;
  • отличать друг от друга по вкусы и внешнему виду съедобные плоды – ягоды, овощи, фрукты;
  • выделять среди остальных 3-4 дерева или кустарника;
  • показывать на изображениях и называть зверей, насекомых, птиц и называть их отличительные черты;
  • понимать разные категории вещей (посуда, мебель, одежда, обувь);
  • показывать и обозначать части тела на себе;
  • называть профессии;
  • отличать зиму от лета и других сезонов.
Читайте также:  Как распознать защемление седалищного нерва - Лайфхакер

Математические способности

Возможности четырёхлетнего малыша не ограничиваются познаниями предметов вокруг себя. В этом возрасте дети должны способны на многое, в том числе:

  • считать от 1 до 5 и наоборот;
  • соотносить названную цифру с количеством предметов;
  • сравнивать предметы;
  • различать геометрические формы (круг, треугольник, квадрат);
  • понимать разницу между длиной, высотой, шириной;
  • обозначать стороны (право, лево);
  • обозначать количество (больше, меньше);
  • сравнивать 2 изображения, видеть отличия;
  • собирать пазлы;
  • убирать лишний предмет, мотивировать свой выбор;
  • выбирать парные предметы.

Продуктивная деятельность

Психологи считают продуктивную деятельность залогом творческих способностей. Ребёнок в 4 года может:

  • уверенно и правильно держать в руке карандаш;
  • пользоваться красками разных видов;
  • изображать предмет, передавая его характеристики;
  • закрашивать намеченный контур;
  • создавать узор;
  • изображать сюжет, рисуя несколько предметов;
  • рисовать с исходного изображения и без него;
  • использовать различные приёмы нанесения краски кистью;
  • лепить из пластилина;
  • пользоваться стекой;
  • конструировать из картона по образцу и без него;
  • пользоваться ножницами;
  • трансформировать вырезанные фигуры (из квадрата делать круг);
  • приклеивать элементы на лист;
  • сгибать листы в разных направлениях;
  • называть детали.

Логическое мышление

На него специалисты советуют обратить особое внимание. Развитие навыков логики позволит малышу преуспеть в интеллектуальной деятельности в будущем. В 4 года ребёнок умеет:

  • искать отличия между двумя похожими изображениями;
  • конструировать по образцу;
  • собирать рисунок, разделённый на 4 части;
  • самостоятельно складывать пирамиду;
  • в течение 5 минут непрерывно заниматься одним видом деятельности;
  • заполнять пробелы в рисунках подходящими элементами;
  • называть несколько подобных предметов одним словом;
  • исключать лишний предмет;
  • правильно отвечать на логические вопросы (зачем зимой надевать шапку?);
  • подбирать слова-антонимы (холодный – горячий);
  • запоминать и повторять ассоциативно связанные слова (кошка – собака);
  • мотивированно убирать лишний предмет.

Не следует паниковать, если малыш в 4 года не в полной мере овладел всеми перечисленными навыками, но важно уделить этой области развития особое внимание. Совместно с психологом можно подобрать развивающие занятия, которые принесут пользу и доставят удовольствие и малышу, и его родителям.

Навыки 4 летнего ребенка

Не секрет, что дети развиваются очень быстро: один календарный год окажет разное влияние на четырехлетнего малыша и на сорокалетнего мужчину. Шаг, который успевает сделать в своем развитие за год ребенок непомерно больше, чем шаг взрослого за этот же промежуток времени.

Что должен уметь ребенок в 4 года? Для ответа на этот вопрос нам предстоит обратиться к возрастным нормам. Мы уже говорили в одной из наших статей об относительности возрастных норм. Однако такие нормы все-таки могут оказаться полезными, если мы будем рассматривать их как направления развития ребенка в данном возрастном периоде.

Итак, все же, что должен уметь ребенок в 4 года?

Играть с другими детьми. Игра для ребенка – это не просто развлечение, это основной инструмент развития и главный продукт деятельности. Через игру ребенок учится поддерживать с людьми «деловые» отношения и строить доверительную дружбу.

Уметь играть с другими детьми – значит найти свой билет в мир человеческих отношений. Многие родители замечают, что играть с ребенком – занятие, требующее сил и неисчерпаемых творческих и интеллектуальных ресурсов. Если малыш испытывает трудности в установлении контактов со сверстниками, то полезно будет действовать через личный пример: сходите с малышом в гости, на праздник, покажите ему, как знакомиться и как поддерживать беседу.

Обсудите с ним после, какие можно использовать способы завязать знакомство. Бывает полезным «обучить» ребенка дома некоторым популярным детским играм, часто бывает, что стеснительный малыш даже не знает толком правил: догонялки, прятки, игра в куклы и так далее.

Проявлять самостоятельность. Что должен уметь ребенок в 4 года, так это демонстрировать навыки самообслуживания. Четырехлетный ребенок способен справляться с элементарными обязанностями: уборка за собой, гигиенические процедуры, ребенок точно способен самостоятельно одеваться.

В случае, если в 4 года все эти пункты – обязанность мамы, а не самого ребенка, велик риск, что малыш будет расти тревожным. На самом деле связь здесь очень простая – малыш, не способный сам удовлетворять свои нужды и следить за собой, становится излишне зависимым от обслуживающих его взрослых и чрезвычайно боится отпускать их от себя. А смогли бы Вы чувствовать себя в безопасности, если Ваши «руки» и «ноги» находятся в другом месте, если Вы не можете даже самостоятельно натянуть носок? Таким образом главный инструмент развития в этом направлении – введение обязанностей и правил.

Как видите, главный ответ на вопрос «что должен уметь ребенок в 4 года?» — проявлять инициативность, активность, иногда своенравность и самостоятельность во всех сферах своей жизни. Если Вам хотелось бы развивать эти навыки в своем ребенке, приглашаем Вас в группу развития навыков общения «Я расту!» в нашем центре «12 коллегий».

Особенности развития ребенка в 4 года

Развитие ребенка в 4 года связано с его дальнейшим взрослением. Малыш вырос, вы уже не один раз сменили размеры одежды. Он подвижный и любознательный, хорошо говорит и выражает свои мысли. Ребенок начинает проявлять характер, утверждается как личность. Он умеет делать много вещей и активно учится новому. Некоторые дети в этом возрасте знают все буквы, считают до десяти, начинают читать по слогам.

  • Физическое развитие четырехлетнего ребенка
  • Умственное и речевое развитие ребенка
  • Эмоциональное и социальное развитие ребенка
  • Режим и питание ребенка
  • Спортивные занятия с четырехлетним ребенком
  • Обучение языку и логическому мышлению
  • Творческое развитие ребенка
Читайте также:  Лекарства от гипертонии последнего поколения - список

Особенности развития ребенка в 4 года

Физическое развитие четырехлетнего ребенка

Рост четырехлетнего мальчика достигает 98,3-105,5 см, девочки – 98,5-104,1 см. Весит мальчик 15,1-17,8 кг, девочка – 14,8-17,7 кг. К четырем годам проявляются генетические особенности детей, у родителей низкого роста ребенок, скорее всего, тоже будет маленьким. У высокого папы и мамы малыши быстрее вытягиваются в высоту. Рост и вес также зависит от активности, питания, условий проживания. Отставание в развитии помогает установить специальная таблица с показателями нормы. Если у ребенка показатели сильно занижены или завышены, ему может понадобится консультация эндокринолога.

Двигательные навыки у дошкольников становятся совершеннее. Они чрезвычайно активны, постоянно бегают, прыгают, ни минуты не сидят на месте. Дети могут спускаться и подниматься по лестнице без поддержки, спокойным шагом и бегом. Они взбираются на шведскую стенку, преодолевают препятствия. Хорошо катаются на трехколесном велосипеде, играют с мячом. Могут простоять на одной ноге около девяти секунд. Кувыркаются через голову и умеют выполнять сложные гимнастические упражнения. Правда с равновесием у них бывают проблемы, потому его нужно развивать.

Мелкая моторика рук тоже достигает большого развития. Дети могут точно рисовать разные фигуры, треугольники, круги, квадраты. У них получается изобразить некоторых животных, цветы, деревья, маленьких человечков. Некоторые начинают писать элементы букв в прописи. В раскраске они почти не выходят за линии. Четырехлетнему ребенку получается нанизывать на нитку бусинки и пуговички. Он строит высокие башенки из кубиков, складывать конструкторы.

Дети самостоятельно чистят зубы

В быту дети к четырем годам очень самостоятельные. Они хорошо пьют из кружки, едят ложкой, вилкой, некоторые оборудуют столовым ножом. Умеют самостоятельно умываться, чистить зубы. Надевание одежды не составляет для них проблемы, разве что не всегда получается справиться с пуговичками и шнурками. Очень важно в это время прививать ребенку гигиенические навыки, напоминать о том, что следует почистить зубы, помыть руки. Надо учить малыша складывать после занятия игрушки, что очень важно для развития аккуратности.

Умственное и речевое развитие ребенка

К четырем годам у ребенка активно развивается мышление. Тысячи вопросов, которые он задает, как раз являются проявлением такого развития. В три годика малыш в основном пользовался практичным, наглядно-действенным типом мышления. Он самостоятельно пробовал разобраться в строении предметов, нажимая на кнопочки, рычаги, ломая игрушки. Сейчас к этому типу присоединяется наглядно-образный. Малыш учится воспринимать образы и схемы предметов, использовать их отдельные свойства. Очень ярко такое восприятие проявляется при рисовании. Ребенок изображает только самые важные детали. Например, для картинки дома ему достаточно нарисовать квадрат с крышей, кота он изображает на четырех лапах с хвостом и усами.

Развитие более сложного типа мышления, логического, к четырем годам только начинается. Проявляется оно в способности обобщать свойства вещей, находить в них одинаковые черты и группировать предметы по этим признакам. Для ребенка еще сложно понимать абстрактные вещи. От конкретных образов, связанных со словами, переходить к общим. Чтобы стимулировать умственное развитие, с ребенком нужно заниматься, учить его что такое «время», «число», «мера».

Ребенок знает уже приличное количество слов

Речь ребенка к четырем годам усложняется. Он владеет больше, чем тысячью слов, произносит почти все звуки и буквы. Умеет грамотно составлять предложения из 4-6 слов, пользоваться глаголами, прилагательными, дополнениями, существительные спрягает по падежам. Иногда в разговоре допускает грамматические ошибки, но случается это все реже. Дошкольнику получается довольно связно пересказывать события, содержание прочитанной книги. Ребенку четырех лет нравится сочинять новые слова, они кажутся ему более подходящими для названия тех или иных предметов. Малыш уже четко отвечает на вопросы, может выполнить 3-4 поручения взрослых. Знает свое имя, как зовут папу с мамой, бабушку с дедушкой. Может назвать свой адрес, адрес друга, дедушки с бабушкой.

Активно развивается у детей воображение. Они сочиняют сказки, играют в сложные ролевые игры. Иногда придумывают себе чудищ и монстров, а потом их боятся. Нужно терпеливо объяснять ребенку, что страхи его напрасны. Ни в коем случае не пугайте детей сами, это далеко не лучший способ добиться от них послушания. Совершенствуется у дошкольников память, они накапливают в голове результаты своей познавательной деятельности. Они уже знают несколько цветов, быстро запоминают новые. Называют до 4-5 фигур, в том числе и объемных. Учат наизусть и рассказывают стихи из 4-8 строф. Дети, у которых хороший слух, поют песенки, хорошо помнят мелодии.

Эмоциональное и социальное развитие ребенка

Психоэмоциональное развитие детей в четыре года не менее интенсивное, чем интеллектуальное. Ребенок научился справляться со своими чувствами, освоил основные правила поведения. Он еще бывает капризный, но не агрессивный. Хотя в этом возрасте появляются новые проблемы, малыш вдруг становится замкнутым, грустит, не проявляет интереса к своим сверстникам. У него очередной переходный период, новый этап осознания себя как личности. Он уже научился давать оценки своим действиям и прекрасно понимает, когда поступает хорошо, а когда плохо. Если малыша за неправильные поступки часто наказывать, а успехи и хорошее поведение игнорировать, у него развиваются комплексы. Ребенку кажется, что его никто не любит, что он плохой. Когда дошкольник гиперактивный, такие проблемы выливаются в неконтролируемое поведение. У спокойных детей они чаще проявляются депрессией.

Для того, чтобы избежать проблем эмоционального характера, нужно создать благоприятную атмосферу в семье. Ребенку важно не только то, как обращаются к нему, но и отношения родителей друг к другу. Взрослым нужно серьезно воспринимать возрастные особенности психики дошкольника, обращать внимание на его настроение.

Постарайтесь понять, почему он грустит. Возможно, у малыша проблемы в общении с другими детьми. Может проблема в вас, вы его слишком часто ругаете, загружаете обучением. Обратиться к специалисту стоит тогда, когда плохое настроение – не случайный эпизод, а постоянное состояние, на протяжении 2-3 недель или месяца. Насторожится родители должны, если дошкольник вдруг стал очень агрессивным, начал заикаться, перестал идти на контакт с вами или со сверстниками.

Читайте также:  Воспалился лимфоузел за ухом что это за опухоль, почему он может воспаляться, лечение недуга

Социальные контакты для четырехлетнего ребёнка становятся необходимостью. Он уже освоил первые уроки общения с детьми. Теперь активно осваивает свою роль в играх, занимает определенное место в детском коллективе. У ребенка появляются друзья и неприятели, он начинает ссориться и мириться с ними. Четырехлетние дети менее эгоистичны, чем раньше., они умеют делиться игрушками, угощениями. Хотя бывает, что ребенок жадничает, прячет от других свои вещи. Постарайтесь мягко объяснить, что так делать не нужно. Ведь с жадинами никто не хочет дружить. А если сегодня он поделится с другими, завтра поделятся с ним.

Режим и питание ребенка

В период от трех до четырех лет ребенок полностью переходит на стол, которым питаются взрослые. Это не значит, того на его питание не нужно обращать внимания. Ведь малыш растет и активно развивается, ему нужна энергия. У многих детей в этом возрасте нарушается аппетит маме приходиться быть очень изобретательной, чтобы приготовить что-то малышу. Едят дети к четырем годам 4 раза в сутки. Половина всего количества пищи должна приходится на завтрак и ужин, чуть больше трети на обед и около 15% на полдник. Рацион малыша должен быть полноценным, включать все основные ингредиенты, витамины и микроэлементы. Вот какие продукты рекомендуют использовать для приготовления пищи (также их суточный объем):

  • Мяско (курочка, кролик, индейка, говядина, нежирная свинина) – 120-130 грамм.
  • Рыбка, желательно морская
  • Крупы любые – 60-70 грамм
  • Масло растительное и сливочное 10 г и 25 г соответственно
  • Творожок – 50 г, молочко – 500 г
  • Овощи разные – 220-260 грамм
  • Фрукты и ягодки – 220-260 грамм
  • Хлебушек (белый и ржаной) – 120-150 грамм.

На завтрак малышу можно делать запеканки из овощей, творожок со сметаной, каши на молоке, омлет или вареное яичко. На обед малыш обязательно должен есть супчик, свеженький салатик, пюре из овощей, мяско или рыбку, сок или компот. На полдник ребенку можно дать фрукты, печенье, йогурт. Ужин не должен быть слишком плотным. Приготовьте рагу из овощей, блинчики, запеканку из макарон с рыбкой или курочкой. Перед сном малыш может выпить стакан молока или кефира. Между приемами пищи не делайте перекусов, иначе у ребенка испортиться аппетит.

Как и раньше, в четырехлетнем возрасте необходимо соблюдать режима дня. Еда, прогулки, уроки и занятия ребенок должен делать в одно и то же время. Особенно важно это для детей, которые ходят в садик. Если во время каникул вы отучите его от режима, ему физически трудно будет привыкнуть к нему опять. Спит малыш сейчас раз в день 1-2 часа. Некоторые дети постепенно начинают отказываться от дневного сна, к 6-7 годам таких будет большинство. По ночам здоровый малыш практически не просыпается, не кричит, разве что он пережил на протяжении дня эмоциональное потрясение, испугался громких звуков. Спит ночью он около 9-10 часов, просыпается в 7-8 утра, а засыпать должен в 9 вечера.

Спортивные занятия с четырехлетним ребенком

К четырем годам малыш уже хорошо окреп физически. Он очень активен, но у него еще плохо развито равновесие, попробуйте его совершенствовать. Помогут в это упражнения на перекладине, хождение по брусу, по бордюру или дома по ковру на носочках и на цыпочках. Попробуйте показать, ка делать ласточку, стоять на одной ноге, будто цапля.

Возраст 4 года – самое время отдать малыша в спортивную секцию. Не ставьте перед собой задачи сделать из него выдающегося спортсмена, ребенок должен заниматься спортом с удовольствием, а не под принуждением. Делайте с дошкольником регулярно зарядку, купите ему кольца, перекладину, шведскую стенку, если не приобрели эти тренажеры до сих пор.

Обучение языку и логическому мышлению

В четыре года ребенок прекрасно обучается. Можно начать с ним изучать иностранный язык. Если вы сами им владеете, попробуйте заниматься языком в домашних условиях. Помогут в этом видео, специальные материалы и учебная литература, развивающие карточки. Родную речь тоже нужно совершенствовать. Читайте вместе книжки, разучивайте стихи, поговорки, загадки. Также стоит обращать внимание, как говорить ребенок, мягко и ненавязчиво исправлять его ошибки. Если он плохо произносит некоторые буквы и звуки, может понадобиться консультация логопеда. Методы исправления речи есть разные, специалист поможет выбрать самый подходящий.

Ссылка на основную публикацию
Что делать, если синяки появляются без причины — Лайфхакер
Синяки на ногах без причины у женщин, как лечить? У некоторых женщин кожа подвержена появлению синяков на ней без видимых...
Что делать, если заложило ухо — Лайфхакер
Нейросенсорная потеря слуха Термином «нейросенсорная потеря слуха» описываются две разные проблемы: потеря слуха, связанная с нарушением работы внутреннего уха, и...
Что делать, если муж оскорбляет
Что делать, если бьет муж: откровения жертв домашнего насилия С 8 по 10 марта в городах России и Белоруссии пройдет...
Что делать, если стреляет в ухе — Лайфхакер
Стреляет в ухе: как снять боль и избежать инфекции На ваши вопросы отвечает кандидат психологических наук, специалист по традиционным системам...
Adblock detector